"Приют грёз"
Давненько я не писала о книгах и поскольку именно сейчас мне не спится, я решила сохранить свои впечатления о только что прочитанном романе Ремарка «Приют грёз».
С творчеством этого автора я давным-давно знакома (да и есть ли еще те, кто не читал хотя бы одну его книгу?!), у меня даже был когда-то «ремарковский» период – глотала подряд его книги, пока не пресытилась. Сейчас-то я уже знаю, что не следует зачитываться одним автором, необходимо делать перерыв, знакомиться с новыми писателями, что бы потом вновь возвращаться к любимым, открывать их словно впервые, с тем же трепетом и восхищением. Уже много лет я не брала в руки книг Ремарка, наверное, потому, что боялась разочарования, боялась, что теперь мне будет скучен его слог и сюжет, как уже бывало с любимыми в прошлом авторами.
Я решилась прочитать «Приют грез» потому, что это особенный роман – самый первый в его творчестве, именно с него начался Ремарк-писатель. Автору было всего 22 года, когда этот текст увидел свет, и сам он впоследствии стыдился своей первой пробы пера. Роман был нещадно раскритикован, признан слишком романтичным, наивным, сентиментальным и я во многом соглашусь, но ведь именно из этих строк вырос великий талант Эрих Мария Ремарк.
Последующие его романы пропитаны болью, войной, смертью они слегка горчат на вкус, хотя, безусловно, прекрасны. В них сквозь присущую автору романтичность просвечивает печальный опыт потерь, его усталость и разочарование – это видно в героях книг словами которых тоскует и страдает сам писатель. А «Приют грёз» напротив наполнен жизнью, бурлит яркой, страстной молодостью, хотя и в нем присутствует грусть потерь и даже смерть, но и она – светла. Смерть не как страдание, а как просветление, как новый этап существования, как последний аккорд увертюры праведной жизни.
В центре сюжета художник Фриц Шрамм, его печальная и светлая судьба. Он любил беззаветно девушку, которая давно покинула этот мир, но незримо осталась рядом с ним – в стихах, живописи, во всем, что он делал и говорил. Великолепно передана атмосфера маленького провинциального городка двадцатых годов прошлого века, но особенно атмосфера потрясающего жилища художника. Это действительно «Приют грёз» — уютная комната наполненная свечами и цветами, сосредоточенными вокруг портрета его умершей возлюбленной. Фрицу всего 38 лет, но он слаб здоровьем и знает, что не задержится долго в этом мире, всего себя он отдает живописи, стихам и своими молодым друзьям, которых опекает. До поздней ночи в его доме ведутся жаркие разговоры о любви, музыке, жизни, рядом с молодыми людьми художник расцветает, чувствует и любит эти юные, страстные души. Эрнст, Элизабет, Фрид, Паульхен, Трикс так же искренне, всем сердцем любят его, для них он добрый друг, а не учитель, но все же именно он преподает им самые важные, искренние уроки жизни. В «Приюте грёз» любят, обретают себя, учатся чувствовать молодые, неокрепшие души, признаться, я завидовала им читая книгу, мне не доводилось вести таких разговоров, слышать таких стихов…
В книге нашлось место и порочной, губительной страсти и прощению. Меня потрясла сила юной Элизабет, которая знала, что её Эрнст попал под чары другой женщины, отдается ей и все же преданно и терпеливо ждала и простила ему потом все, ни единым словом не укорив!
Фриц умер с именем любимой на устах в окружении друзей, которые долго были безутешны, казалось, их жизнь померкла, но читатель понимает, что они понесут дальше светлую любовь художника как знамя, а он – добрый и всепрощающий будет откуда-то из другого мира по-прежнему приглядывать за своими «детьми». После его смерти Элизабет говорит с жаром:
« — Умер — не значит, что его нет! Неистощим и вечен кругооборот жизни. Память о нем и его душа живут в нас. Значит, он продолжает жить в нас. Только стал моложе. Вспомните его слова: «Все на свете ваши братья и сестры — дерево в степи, облако на закате, ветер в лесу». Значит, вы должны чувствовать себя в мире, как в своей семье. И вспомните, как он учил нас: от Я к Ты и далее — ко всей Вселенной. Путь от Я к Ты он давно прошел. И теперь перед ним последняя стадия кругооборота — Вселенная. Но круг бесконечен. Поэтому после Вселенной он вернется к Я. Это значит, что он с нами везде. Когда я смотрю на звезды, я знаю: он там. А когда вижу облака, то чувствую его успокаивающее влияние. Он во всем, в том числе и во мне. А также в цветке, в камне, в буре и штиле. Луна ночью светит в мое окно — это Фриц. И солнце улыбается мне днем — тоже Фриц. В мире не бывает расставаний навсегда. Фриц перешел из физической близости в духовное Далеко. Это трудно вынести, но все же он есть! Он — в нас! И мы сохраним память о нем и его наследие в глубине души, а также сохраним верность друг другу в борьбе против жизненных бурь вне нас и против головокружительных потрясений внутри.»
В заключении я конечно же хочу посоветовать эту книгу всем, кто любит творчество Ремарка, она не займет много времени. Это всего 200 страниц кружевных слов, фраз пропитанных ароматом роз. Всего 200 страниц любви…
Так я в своё время перечитала Диккенса. Хотя, чтобы узнать автора и его стиль, так и надо — прочитать не менее десятка его произведений. А вот Ремарка, к своему стыду, я не читала. Хотя, дома много его книг. А мне всё кажется, что вся жизнь впереди и я успею всё перечитать..
а меня радует, что впереди много интересных книг!
Меня тоже радует, просто боюсь, что всё рано всё не перечитать)))
Не кидайте в меня тапки, но я до сих пор не читала ни одного текста Ремарка. Ну вот не сложилось как-то, глаза не дошли. Но собираюсь, ох, как же я собираюсь его прочесть!
Спасибо за рецензию, Марин. Глядишь, быстрее начну двигаться по направлению к Ремарку ))
я, кстати, читала книгу и думала о тебе, ведь ты тоже художница, как Фриц и вообще книга очень светлая, позитивная...
Обязательно её почитаю) Книги о художниках — это тема!
Завидую всем, кто ещё не читал
от него не оторваться это точно. Хотя «на западном фронте...» для меня стало очень тяжёлым произведением
для меня тоже, после этой книги я долго ничего не читала, сейсас у меня лежит еще одна книга Ремарка «Тени в раю» но пока сделала перерыв, читаю другое)
Очень интересно, спасибо)))) Не читала, потому прокомментировать более не могу(
ох, вот все никак я не могу понять этого повального увлечения Ремарком… По мне скучнейшие книги о бездельниках, или пораженческие мысли о войне… Вот встретила бы Ремарка живьем, руки бы не подала, честно… Сплошной убогий декаданс
конечно, не может же он всем нравится))
ну, вот, что тебе в нем нравится?) ( я так подзреваю, что ровно то, что не нравится мне)))
да) ты права, как раз тот самый «убогий декаданс» ну и слог конечно, хотя я осознаю, что слог то как раз во многом заслуга переводчика
вот я так же как ты Ремарка — не люблю Коэльо, хотя многие по нему кипятком писают
я не писаю, но мне нравится. не все… но, не прям люлблю-люблю
а вот в мем окружении особенно в интернете, куда больше поклнников Ремарка)